Каприз - это прихоть, необоснованное сопротивление требованиям взрослых и стремление настоять на своем. Т.е. то, что требует ребенок, мало того, что не является необходимым, так может быть и опасным для его жизни. Например желание включать газовую плиту. Когда мама запрещает, это делать, малыш может разрыдаться, упасть на пол, топать ногами и махать руками - это он, каприз. Как себя вести с ребенком при капризах?
Я думаю, что в Интернете советов на эту тему великое множество и каждый может найти наиболее подходящие для своего случая. Для себя уже давно взяла на вооружения четыре правила (которые доводилось успешно использовать, не только на чужих детях, но и на своем ребенке).
Как себя вести с ребенком при капризах?
- Разговаривать cпокойно, без эмоции. Обычно это происходило так. Малыш упал на пол стучит, кулаками и ногами. Присаживаюсь рядом, обращаюсь по имени, спрашиваю в чем дело. Уточняю, что его огорчило. Проговариваю вслух все возможные варианты. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок начал успокаиваться (проверено на детях от года до четырех лет).
- Если это не помогло, то прошу его встать, подойти ко мне или пойти со мной. Чаще всего слезы прекращались после того, как я вставала и говорила: "Я иду на кухню, буду ждать тебя там". Малыш, практически сразу вставал и шел со мной.
- Еще можно ребенка просто отвлечь, сказав: "Ой, смотри, что это?" И дать игрушку или книжку. Если Вы на улице, то показать птичку или собачку. Да всё, что угодно! Главное переключить внимание!
- Никогда не отступать от принятого решения. Говорят "нет", нельзя говорить "да" (почти все капризы и истерики - это следствие запрета). Будьте последовательны. Если вы меняете свое решение, то скорее всего капризы и истерики будут сопровождать вас и вашего ребенка ещё долгое время... Ведь, если после нет было да, значит на самом деле это можно! А вы из каких-то своих непонятных взрослых причуд запрещаете малышу, то что можно.
Пять правила для слова "нет":
- Помните, вы не можете всегда говорить "нет". Нельзя совершенно на всё отвечать ребенку простым и лаконичным запретом.
- Как уже было написано, говоря "нет", нельзя говорить "да".
- Говорить "нет" - это тяжелая работа.
- Объясняйте слово "нет", только если уверенны, что ваши объяснения будут понятны ребенку.
- "Нет" - это слово, которое всегда произносится нейтрально!
Игнорировать истерику. Это как?
Часто встречаю такую рекомендацию при капризах и истериках ребенка: игнорируйте истерику.
Мне бы очень хотелось отметить немаловажный факт: истерика и ребенок - это разные вещи. Почему я это пишу? Читая комментарии к статьям с подобными рекомендациями понимаю, что для многих мам непонятно, что значит игнорировать истерику. Почему-то истерика и ребенок оказываются одним и тем же.
Моё личное мнение: если вы приняли позицию игнорирования истерики, с ребенком нужно продолжать разговаривать. Потому, что вы игнорируете его поведенческую реакцию, а не его самого. Т.е. вы можете всё так же вести с ним беседу, просить, что-то сделать, продолжать заниматься своим делом. Главное делать это так, как будто ничего не происходит. Ребенок не должен получить на свою истерику эмоционального отклика. Т.е. вы не сюсюкаете с ним и не говорите раздраженно, не повышаете голос. Только в этом случае можно сказать, что вы игнорируете истерику. Если же, вы перестаете на время криков говорить с ребенком, делаете вид, что его нет - игнорируется не истерика, а чадо. Такое игнорирование может только усугубить ситуацию. И потом выходом из неё может оказаться только какое-то экстремальное действие - холодный душ, например (шучу).
Самое важно, различать каприз и истерику от детского горя, испуга, огорчения. Дело ещё в том, что часто мы взрослые не понимаем неожиданных слез и криков ребенка, принимая их за банальный каприз. Остановитесь на минуточку. Оглянитесь вокруг. Спросите своего ребенка (если он уже говорит) в чем дело? Прислушайтесь, к себе... Может он испугался чего-то, чего вы не поняли, не заметили. Например, тень на асфальте или проходящего дядю, который широко улыбнулся вашему малышу и тем самым привел его в ужас (так бывает, до сих пор помню такого дядю). Тут нужно устранить причину и тогда не будет слез. Нет повода, нет огорчения. Всё до банальности просто.
Мне бы очень хотелось отметить немаловажный факт: истерика и ребенок - это разные вещи. Почему я это пишу? Читая комментарии к статьям с подобными рекомендациями понимаю, что для многих мам непонятно, что значит игнорировать истерику. Почему-то истерика и ребенок оказываются одним и тем же.
Моё личное мнение: если вы приняли позицию игнорирования истерики, с ребенком нужно продолжать разговаривать. Потому, что вы игнорируете его поведенческую реакцию, а не его самого. Т.е. вы можете всё так же вести с ним беседу, просить, что-то сделать, продолжать заниматься своим делом. Главное делать это так, как будто ничего не происходит. Ребенок не должен получить на свою истерику эмоционального отклика. Т.е. вы не сюсюкаете с ним и не говорите раздраженно, не повышаете голос. Только в этом случае можно сказать, что вы игнорируете истерику. Если же, вы перестаете на время криков говорить с ребенком, делаете вид, что его нет - игнорируется не истерика, а чадо. Такое игнорирование может только усугубить ситуацию. И потом выходом из неё может оказаться только какое-то экстремальное действие - холодный душ, например (шучу).
Самое важно, различать каприз и истерику от детского горя, испуга, огорчения. Дело ещё в том, что часто мы взрослые не понимаем неожиданных слез и криков ребенка, принимая их за банальный каприз. Остановитесь на минуточку. Оглянитесь вокруг. Спросите своего ребенка (если он уже говорит) в чем дело? Прислушайтесь, к себе... Может он испугался чего-то, чего вы не поняли, не заметили. Например, тень на асфальте или проходящего дядю, который широко улыбнулся вашему малышу и тем самым привел его в ужас (так бывает, до сих пор помню такого дядю). Тут нужно устранить причину и тогда не будет слез. Нет повода, нет огорчения. Всё до банальности просто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий