1. КУДА ПРОПАЛ СНЕГ?
Наберите в емкость снег и дождитесь, когда он растает. А после этого сравните объем получившейся жидкости с первоначальным объемом снега. Правда, впечатляет?
Так куда же "девался" остальной снег? Катя почему-то подумала, что он испарился. Но это совсем не так: сколько было молекул воды в нем, примерно столько же и осталось. Только вот он свое изменил свое агрегатное состояние. И именно поэтому "уменьшился".
Чтобы понять, что случилось со снегом, попробуйте сложить с ребенком кубики в коробку двумя разными способами: просто набросать как попало и сложить аккуратно, так чтобы они плотно прилегали друг к другу. Думаю, малыш и без того уже на собственном опыте знает, что если складывать кубики аккуратно, то они займут меньше места.
Так и со снегом. Снежинки не могут плотно прижаться одна к другой, между ними всегда остается воздух. Поэтому и занимают большой объем.
А когда эти же снежинки растают, то молекулы, из которых они состоят, теряют свою жесткую структуру. Теперь они могут сблизиться друг с другом так, что между ними не остается никаких промежутков. Совсем как аккуратно сложенные кубики в коробке. И поэтому они занимают меньше места. (Автор: Татьяна Пироженко)
2. КАКОЙ СНЕГ РАСТАЕТ БЫСТРЕЕ: ПЛОТНЫЙ ИЛИ РЫХЛЫЙ?
Для ответ на этот вопрос мы взяли два одинаковых кусочка снега. Первый оставили рыхлым. А из второго слепили плотный снежок. И положили их рядом наблюдать, какой же растает быстрее?
Уже очень скоро стало понятно, что первым растает тот снег, который был рыхлым.
Почему так произошло? Теплый воздух внутрь плотного снежка пробраться не может, поэтому и согревает снежок только снаружи. А в рыхлый кусок воздух попадает еще и изнутри. Поэтому этот снег растает быстрее. (Автор: Татьяна Пироженко)
3. ЦВЕТНЫЕ ТОННЕЛИ В ЛЕДЯНОЙ ГЛЫБЕ
Нам понадобится достаточно большой кусок льда (я заморозила, полную миску воды), а также соль, пипетка и жидкая краска (мы использовали пищевые красители желтого, зеленого и синего цветов).
Чтобы было легче извлечь замороженный лёд – облейте миску снаружи горячей водой. Теперь выкладываем лед на поднос или в большую миску. Даём ребенку соль и просим его посолить лед.
Начинается самое интересное – вы услышите, как лёд трескается и увидите появляющиеся мелкие разломы внутри ледяной глыбы. Еще через какое-то время соль начнет проедать более крупные ходы по этим разломам.
Для наглядности используйте краску – капайте её на поверхность льда и она будет проникать во все мелкие трещинки и тоннели. Этот эксперимент можно продолжать достаточно долго, пока соль не разъест весь кусок льда. Вы получите потрясающее зрелище и массу впечатлений. А кроме того успеете поговорить о том, почему соль разъедает лед.
Обратите внимание ребенка на то, что лед начал таять как только вы достали его из морозильной камеры, т.к. в комнате тепло. Когда посыпали солью – соль начала растворяться в воде на поверхности льда и получилась соленая вода, которая превращается в лед только при очень низких температурах. Например, 10% раствор соли замерзает при температуре -13 градусов. Вот этот соленый раствор и начал быстро плавить лед. А разломы и треск появились из-за сильного перепада температур между льдом и солевым раствором.
(Автор: Виктория Сахно)
4. ИНЕЙ НА БУТЫЛКЕ
Создайте вместе с ребенком иней на вашей кухне. Для этого в непрозрачной ёмкости смешайте соль со снегом или с дробленым льдом (мы использовали кусочки, которые намерзли на внутренних стенках морозильной камеры) и оставьте на блюдце с небольшим количеством воды.
Через некоторое время на поверхности банки появится густой слой инея, а вода на блюдце превратится в лед. И все это в теплом помещении.
Если вы загляните внутрь бутылки, то увидите, что снег растаял. При этом температура жидкости очень низкая, меньше 0. Из-за этого на наружную поверхность бутылки оседает водяной пар, находящийся в окружающем воздухе (конденсируется) и тут же замерзает, превращаясь в иней. Замерзает и вода в блюдце, образуя ледяную корку. Этот опыт наглядно демонстрирует, как образуется иней на деревьях, когда при высокой влажности воздуха резко снижается температура.
Кроме того, этим свойством соли и льда пользуются для быстрого охлаждения напитков перед подачей на стол.
(Автор: Виктория Сахно)
5. ДОЖДЬ В БАНКЕ
Лед поможет нам продемонстрировать ребенку круговорот воды в природе. Для этого нальём на дно 3 литровой банки горячей воды, закроем её крышкой, а сверху поставим блюдце с кубиками льда. Для наглядности можете на верхнюю часть банки приклеить солнышко.
Нагретая тем или иным способом вода испаряется, превращаясь в газ, и поднимается вверх, образуя облако водяного пара. Там оно остывает и конденсируется, переходя из газообразного состояния в жидкое (поднимите блюдце и посмотрите — сколько капель висит на крышке). Когда воды собирается достаточно много, она проливается на землю в виде дождя, что мы и видим по стекающим капелькам.
(Автор: Виктория Сахно)
6. ЛЕДЯНОЙ КАТОК
Устроим ледяной каток для игрушек? Для этого заморозим воду на подносе или плоской тарелке – это каток, а также фигурку человечка заморозим в половине стакана воды. Теперь катаем фигурку как на катке, параллельно объясняя, что лед скользкий, из-за того что достаточно гладкий и при этом покрыт тонкой пленкой воды, поэтому на нем так легко упасть. Если же лед посыпать песком, то он становится шершавым и упасть на нем становится труднее, впрочем, как и покататься.
(Автор: Виктория Сахно)
7. ШИПЯЩИЙ ЛЕД
Еще один опыт, который приведет в восторг вашего ребенка. Заранее замораживаем кубики из соды, воды и красителя. Я сделала это заранее, поэтому дочка ни о чем не подозревала. Когда кубики застыли – выкладываем их на тарелку, разводим уксус с водой 1:1 и предлагаем ребенку капать пипеткой раствор на цветной лед. Лед начинает плавиться и шипеть все больше и больше.
Шипение происходит в результате химической реакции уксусной кислоты и соды с образованием угольной кислоты, которая является очень нестойким соединением и тут же распадается на воду и углекислый газ, который мы наблюдаем в виде пузырьков.
(Автор: Виктория Сахно)
8. ВРЕМЯ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА
Приготовили два стакана с теплой и холодной водой. Одновременно положили кубики в разные стаканы и стали ждать.
В теплой воде лед растаял через 2 мин. 46 с., а в холодной — плавился 40 минут!
(Автор: Виктория Сахно)
9. ЗАМОРАЖИВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
Для эксперимента мы отобрали: воду, подсолнечное масло, молоко и 9% уксус. Время засекать не стали, а оставили в морозильной камере на ночь, чтобы посмотреть что замерзнет, а что нет.
В результате полностью замерзли только вода и молоко, подсолнечное масло стало густым и мутным. В уксусе, который при такой концентрации должен замерзать при -3 градусах образовалось всего несколько льдинок, полное замерзание произошло только через 2 суток. Мы сделали вывод, что температура замерзания зависит от свойств раствора, и не каждый раствор может быть заморожен в домашней морозильной камере.
(Автор: Виктория Сахно)
10. РИСОВАНИЕ НА ЛЬДУ
Попробуйте порисовать на ледяной поверхности красками. Мы использовали гуашь. Для полоскания кисти лучше брать холодную воду, чтобы рисунок не растекался от быстрого таяния льда.
Наберите в емкость снег и дождитесь, когда он растает. А после этого сравните объем получившейся жидкости с первоначальным объемом снега. Правда, впечатляет?
Так куда же "девался" остальной снег? Катя почему-то подумала, что он испарился. Но это совсем не так: сколько было молекул воды в нем, примерно столько же и осталось. Только вот он свое изменил свое агрегатное состояние. И именно поэтому "уменьшился".
Чтобы понять, что случилось со снегом, попробуйте сложить с ребенком кубики в коробку двумя разными способами: просто набросать как попало и сложить аккуратно, так чтобы они плотно прилегали друг к другу. Думаю, малыш и без того уже на собственном опыте знает, что если складывать кубики аккуратно, то они займут меньше места.
Так и со снегом. Снежинки не могут плотно прижаться одна к другой, между ними всегда остается воздух. Поэтому и занимают большой объем.
А когда эти же снежинки растают, то молекулы, из которых они состоят, теряют свою жесткую структуру. Теперь они могут сблизиться друг с другом так, что между ними не остается никаких промежутков. Совсем как аккуратно сложенные кубики в коробке. И поэтому они занимают меньше места. (Автор: Татьяна Пироженко)
2. КАКОЙ СНЕГ РАСТАЕТ БЫСТРЕЕ: ПЛОТНЫЙ ИЛИ РЫХЛЫЙ?
Для ответ на этот вопрос мы взяли два одинаковых кусочка снега. Первый оставили рыхлым. А из второго слепили плотный снежок. И положили их рядом наблюдать, какой же растает быстрее?
Уже очень скоро стало понятно, что первым растает тот снег, который был рыхлым.
Почему так произошло? Теплый воздух внутрь плотного снежка пробраться не может, поэтому и согревает снежок только снаружи. А в рыхлый кусок воздух попадает еще и изнутри. Поэтому этот снег растает быстрее. (Автор: Татьяна Пироженко)
3. ЦВЕТНЫЕ ТОННЕЛИ В ЛЕДЯНОЙ ГЛЫБЕ
Нам понадобится достаточно большой кусок льда (я заморозила, полную миску воды), а также соль, пипетка и жидкая краска (мы использовали пищевые красители желтого, зеленого и синего цветов).
Чтобы было легче извлечь замороженный лёд – облейте миску снаружи горячей водой. Теперь выкладываем лед на поднос или в большую миску. Даём ребенку соль и просим его посолить лед.
Начинается самое интересное – вы услышите, как лёд трескается и увидите появляющиеся мелкие разломы внутри ледяной глыбы. Еще через какое-то время соль начнет проедать более крупные ходы по этим разломам.
Для наглядности используйте краску – капайте её на поверхность льда и она будет проникать во все мелкие трещинки и тоннели. Этот эксперимент можно продолжать достаточно долго, пока соль не разъест весь кусок льда. Вы получите потрясающее зрелище и массу впечатлений. А кроме того успеете поговорить о том, почему соль разъедает лед.
Обратите внимание ребенка на то, что лед начал таять как только вы достали его из морозильной камеры, т.к. в комнате тепло. Когда посыпали солью – соль начала растворяться в воде на поверхности льда и получилась соленая вода, которая превращается в лед только при очень низких температурах. Например, 10% раствор соли замерзает при температуре -13 градусов. Вот этот соленый раствор и начал быстро плавить лед. А разломы и треск появились из-за сильного перепада температур между льдом и солевым раствором.
(Автор: Виктория Сахно)
4. ИНЕЙ НА БУТЫЛКЕ
Создайте вместе с ребенком иней на вашей кухне. Для этого в непрозрачной ёмкости смешайте соль со снегом или с дробленым льдом (мы использовали кусочки, которые намерзли на внутренних стенках морозильной камеры) и оставьте на блюдце с небольшим количеством воды.
Через некоторое время на поверхности банки появится густой слой инея, а вода на блюдце превратится в лед. И все это в теплом помещении.
Если вы загляните внутрь бутылки, то увидите, что снег растаял. При этом температура жидкости очень низкая, меньше 0. Из-за этого на наружную поверхность бутылки оседает водяной пар, находящийся в окружающем воздухе (конденсируется) и тут же замерзает, превращаясь в иней. Замерзает и вода в блюдце, образуя ледяную корку. Этот опыт наглядно демонстрирует, как образуется иней на деревьях, когда при высокой влажности воздуха резко снижается температура.
Кроме того, этим свойством соли и льда пользуются для быстрого охлаждения напитков перед подачей на стол.
(Автор: Виктория Сахно)
5. ДОЖДЬ В БАНКЕ
Лед поможет нам продемонстрировать ребенку круговорот воды в природе. Для этого нальём на дно 3 литровой банки горячей воды, закроем её крышкой, а сверху поставим блюдце с кубиками льда. Для наглядности можете на верхнюю часть банки приклеить солнышко.
Нагретая тем или иным способом вода испаряется, превращаясь в газ, и поднимается вверх, образуя облако водяного пара. Там оно остывает и конденсируется, переходя из газообразного состояния в жидкое (поднимите блюдце и посмотрите — сколько капель висит на крышке). Когда воды собирается достаточно много, она проливается на землю в виде дождя, что мы и видим по стекающим капелькам.
(Автор: Виктория Сахно)
6. ЛЕДЯНОЙ КАТОК
Устроим ледяной каток для игрушек? Для этого заморозим воду на подносе или плоской тарелке – это каток, а также фигурку человечка заморозим в половине стакана воды. Теперь катаем фигурку как на катке, параллельно объясняя, что лед скользкий, из-за того что достаточно гладкий и при этом покрыт тонкой пленкой воды, поэтому на нем так легко упасть. Если же лед посыпать песком, то он становится шершавым и упасть на нем становится труднее, впрочем, как и покататься.
(Автор: Виктория Сахно)
7. ШИПЯЩИЙ ЛЕД
Еще один опыт, который приведет в восторг вашего ребенка. Заранее замораживаем кубики из соды, воды и красителя. Я сделала это заранее, поэтому дочка ни о чем не подозревала. Когда кубики застыли – выкладываем их на тарелку, разводим уксус с водой 1:1 и предлагаем ребенку капать пипеткой раствор на цветной лед. Лед начинает плавиться и шипеть все больше и больше.
Шипение происходит в результате химической реакции уксусной кислоты и соды с образованием угольной кислоты, которая является очень нестойким соединением и тут же распадается на воду и углекислый газ, который мы наблюдаем в виде пузырьков.
(Автор: Виктория Сахно)
8. ВРЕМЯ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА
Приготовили два стакана с теплой и холодной водой. Одновременно положили кубики в разные стаканы и стали ждать.
В теплой воде лед растаял через 2 мин. 46 с., а в холодной — плавился 40 минут!
(Автор: Виктория Сахно)
9. ЗАМОРАЖИВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
Для эксперимента мы отобрали: воду, подсолнечное масло, молоко и 9% уксус. Время засекать не стали, а оставили в морозильной камере на ночь, чтобы посмотреть что замерзнет, а что нет.
В результате полностью замерзли только вода и молоко, подсолнечное масло стало густым и мутным. В уксусе, который при такой концентрации должен замерзать при -3 градусах образовалось всего несколько льдинок, полное замерзание произошло только через 2 суток. Мы сделали вывод, что температура замерзания зависит от свойств раствора, и не каждый раствор может быть заморожен в домашней морозильной камере.
(Автор: Виктория Сахно)
10. РИСОВАНИЕ НА ЛЬДУ
Попробуйте порисовать на ледяной поверхности красками. Мы использовали гуашь. Для полоскания кисти лучше брать холодную воду, чтобы рисунок не растекался от быстрого таяния льда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий